Главная
  О журнале
  Редакционная коллегия
  Етическая политика   журнала
  Требования
  Архив
  Подписка
  Контакты
  Колонка редактора
  Партнеры
  Объявления
 
 
2014, № 1

Арешонков В. Ю. Развитие содержания гимназического обществоведения в начале ХХ столетия

Арешонков В. Ю., кандидат педагогических наук, доцент Житомирского государственного университета имени Ивана Франко.

Аннотация
В статье сделана попытка рассмотреть дискуссии начала ХХ в., связанные с проблемами содержания школьной философской пропедевтики и законоведения. Анализ литературы показывает, что начало ХХ в. стало временем поиска педагогической и научной общественностью оптимального содержания обществоведческого образования в средних учебных заведениях. Изучение содержания учебных предметов «Логика» и «Психология» дает основания для выводов о формировании наряду с традиционным образовательным подходом к содержанию школьного образования начала ХХ в. наличия элементов деятельностного подхода, направленностью учеников на осмысление необходимости применения полученных знаний в практической деятельности (научной, будничной, профессиональной). Восстановление в начале ХХ в. преподавания учебного предмета «Законоведение», который должен был формировать правовое сознание учащейся молодежи, вызвало дискуссии о «правоведческой» или «законоведческой» направленности курса.
Проанализированы дискуссии о содержании курса «Законоведение», происходившие среди педагогов и юристов начала ХХ века и отраженные в педагогической периодике того времени. Акцентируется внимание на позициях ведущих ученых начала ХХ в., которые считали, что правосознание учащихся должно формироваться на почве признания известных юридических понятий, принципов, идей или институтов правильными, верными или справедливыми. Отсюда следовало, что основу предмета должен был составить материал об историческом развитии и современном состоянии как позитивного права Европы, так и юридических учений о правильном, справедливом, необходимом для общества праве.
Сделан вывод о том, что в начале ХХ в. в научно-педагогических дискуссиях происходило развитие содержания школьного обществоведческого образования от содержательной парадигмы к деятельностной. Кроме знаний, изучая философскую пропедевтику и законоведение, гимназисты должны были овладеть еще умениями и навыками, как необходимым инструментом для дальнейшей социализации в обществе.

Ключевые слова: среднее учебное заведение, обществоведение, законоведение, правосознание, деятельностный подход.

Литература

  1. Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий Ведомства Министерства Народного Просвещения / П. Алексеев. – Одесса : Книгоиздательство «Школа», 1917. – 223 с.
  2. Беккер Р. Б. Есть ли право предмет общего образования? Историко-педагогический этюд / Р. Б. Беккер. – СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1909. – 104 с.
  3. Беленцов С. И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины ХІХ – начала ХХ веков : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук : 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / С. И. Беленцов. – Курск, 2007. – 44 с.
  4. Боборыкин П. Философия в гимназиях / П. Боборыкин // Вопр. философии и психологии. – 1899. – Кн. 47. – С. 113 – 145.
  5. Вальденберг В. Об учебниках Томашевича и Крюковского / В. Вальденберг // Русская шк. – 1906. – №1. – С. 13 – 16.
  6. Гольмстен А. Х. Опыт методики законоведения как предмета преподавания в средней шк. / А. Х. Гольмстен. – СПб., 1909. – VIII, 108 с.
  7. Ильин Н. Н. О воспитании общественности в школе / Н. Н. Ильин. – М. : Тип. Моск. Гор. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1916. – 95 с.
  8. Кудрявцев П. П. K вопросу о введении в гимназиях пропедевтического курса философии / П. П. Кудрявцев // Труды Киевской духовной академии. – 1905. – № 1. – 16 с.
  9. Кузьміна C. JI. Філософська пропедевтика у школі: погляд на проблему в київському академічному середовищі початку ХХ ст. / С. Л. Кузьміна // Магістеріум. – Вип. 30. Історико-філософські студії.
  10. Лалаев М. С. Основы законоведения как предмет общего образования / М. С. Лалаев. – СПб. : Тип. и литогр. С. Степанова, 1889. – 123 с.
  11. Нечаев А. П. Как преподавать психологію? Методические указания для учителей средних учебных заведений / А. П. Нечаев. – СПб. : Типография П. П. Сойкина, 1911. – 72 с.
  12. Протоколы заседания членов Киевского отделения Общества классической филологии и педагогики 28.09.1900 – 8.12.1904. // Державний архів міста Києва. – Ц. 16. – Oп. 469. – Спр. 172. – Арк. 48–49.
  13. Синицкий Е. Преподавание законоведения и развитие правосознания / Е. Синицкий // Вест. воспитания. – 1909. – № 7. – С. 153 – 199.
  14. Смагін І. І. «Правознавчий» та «законознавчий» підходи до викладання шкільних правових навчальних предметів / І. І. Смагін // Вісн. Житомирськ. держ. ун-у ім. І. Франка. – 2008. – № 42. – С. 51 – 55.
  15. Циркуляр Министерства народного просвещения (МНП) «О программе преподавания в мужских гимназиях законоведения и философской пропедевтики» // Журнал Министерства народного просвещения. – 1905. – Ч. 361. – № 9. – С. 39 – 42.
  16. Челпанов Г. И. О  постановке преподавания философской пропедевтики в средней школе / Г. И. Челпанов  // Психология и школа : сб. ст. – М. : Изд-во Тов. И. Н. Кушнарев и К, 1912. – С. 33 – 44.
  17. Челпанов Г. И. О  преподавании философской пропедевтики в Германии / Г. И. Челпанов  // Психология и школа : сб. ст. – М. : Изд-во Тов. И. Н. Кушнарев и К, 1912. – С. 45 – 56.
  18. Чижов Н. Е. Законоведение / Н. Е. Чижов // Записки по государственному праву. – 2-е изд., испр. и доп. – Одесса : Экон. тип., 1902. – VI, 87 с.


Полный текст (PDF)...>>

 
 

© Луганський національний університет імені Тараса Шевченка, 2013 – 2014