Главная
  О журнале
  Редакционная коллегия
  Етическая политика   журнала
  Требования
  Архив
  Подписка
  Контакты
  Колонка редактора
  Партнеры
  Объявления
 
 
2013, № 5 – 6

Герасименко Л. В. Свобода как основополагающий принцип организации педагогического процесса в дидактике П. Каптерева

Герасименко Л. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и философии Кременчугского национального университета имени Михаила Остроградского, докторант кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды.

Аннотация
Статья раскрывает исторические корни возникновения принципа свободы педагогического процесса, связанного с гуманизацией и демократизацией школьной жизни. В статье рассматривается гуманистическая теория выдающегося отечественного педагога и психолога второй половины ХІХ – начала ХХ века П. Каптерева, в основу которой положена идея саморазвития личности ученика в процессе учебно-воспитательной деятельности. Охарактеризован принцип свободы как основополагающий принцип в научной концепции ученого, который обосновывает необходимость автономности школы и педагогического процесса, свободы субъектов обучения, демократизации их отношений.
Рассмотрены практические способы реализации свободы в организации обучения: внедрение свободного компонента в содержание обучения (система факультативных занятий по выбору учеников), а также фуркации, направленные на индивидуализацию обучения и реализацию интересов и потребностей учеников. Теория ученого рассматривается в контексте гуманистических взглядов представителей прогрессивной педагогики отмеченного периода: Я. Гуревича, С. Миропольского, Н. Пирогова, В. Стоюнина, Л. Толстого, П. Юркевича.

Ключевые слова: принцип свободы, педагогический процесс, автономия педагогического процесса.

Литература

  1. Антология гуманной педагогики. Каптерев. – М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 2001. – 224 с.
  2. Заварзина Л. Э. П. Ф. Каптерев об автономности педагогического процесса / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 69 – 79.
  3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. – М. : Педагогика, 1982. – 704 с.
  4. Каптерев П. Л. Н. Толстой и современное преобразование школы / П. Каптерев // Педагогическая мысль. – 1919. – № 1 – 3. – С. 1 – 18.
  5. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели / П. Ф. Каптерев. – СПб., 1914. – 212 с.
  6. Каптерев П. Новая школа в новой России / П. Каптерев // Педагогический сборник. – 1917. – № 10 – 11. – С. 307 – 349.
  7. Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования / П. Ф. Каптерев  // Русская шк. – 1892. – № 1. – С. 55 – 72.
  8. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин ; под ред. Г. Савенок. – М. : Педагогика, 1991. – 368 с.
  9. Тамбиева З. М. Дидактические взгляды П. Ф. Каптерева / З. М. Тамбиева // Советская педагогика. – 1964. – № 3. – С. 122 – 134.
  10. Юркевич П. Д. Курс общей педагогики с приложеними / П. Д. Юркевич. – М., 1869. – 404 с.
  11. Центральний державний історичний архів м. Києва Ф 707 Попечителя Киевского учебного округа оп. 87, Д 6759 Циркулярные распоряжения министра народного просвещения, 1887, 81 арк.

Полный текст (PDF)...>>

 
 

© Луганський національний університет імені Тараса Шевченка, 2013 – 2014