Бырко Н. М. Педагогические условия формирования толерантности будущих учителей начальной школы
Бырко Н. М., специалист отдела образования Хмельницкой районной государственной администрации.
Аннотация
В статье определена сущность понятий «условия», «педагогические условия», спроектирована система педагогических условий формирования толерантности у будущих учителей начальной школы: учёт индивидуального уровня толерантности будущих педагогов как основы для профессионального взаимодействия с учащимися начальных классов; наполнение содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении материалами по развитию толерантности и составляющих толерантности; трансформация содержания профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на основе педагогики толерантности. Раскрыты методы и формы организации учебной и воспитательной работы студентов в соответствии с каждым педагогическим условием, среди которых: проведение тестирования на определение психологического климата в коллективе, изучение индивидуальных особенностей студентов с помощью тестов «Умеете ли вы общаться?», «Конфликтны ли вы?»; изучение и подбор литературы по толерантности; семинары с представителями психологических и социальных служб, проведение мастер-классов (студент – студент, студент – ученик, студент – общество); работа кружка «Мастерская толерантности»; волонтерская работа, работа в обществе; мероприятия, посвященные международным и национальным праздникам и т.д.
Анализируя проблемы общения со студентами, выделены принципы толерантного отношения к собеседнику, которые являются следствием проблем общения со студентами высшего педагогического учебного заведения.
Ключевые слова: толерантность, условия, педагогические условия, содержание воспитания.
Литература
- Валитова Р. Толерантность: Порок или Добродетель?: (о терпимости) / Р. Валитова // Вестник МГУ. Серия 7 : Философия. – 1996. – № 1. – С. 33 – 37.
- Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования: (филос. аспект) / Б. С. Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3 – 12.
- Кремень В. Г. На шляху до педагогіки толерантності / В. Г. Кремень // Педагогіка толерантності. – 2001. – № 1.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику : учеб. пособие для студ. / А. В. Мудрик. – М., 1997.
- Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства / Д. И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 1997. – 160 с.
- Степанов П. В. Воспитание детей в духе толерантности / П. В. Стапанов // Классный руководитель. – 2002. – № 2. – С. 18 – 20.
- Скрябина О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец.10.00.06. «Теория и методикависпитания» / О. Б. Скрябина. – Кострома, 2000. – 19 с.
- Матієнко О. С. Виховання толерантності у старшокласників середніх загальноосвітніх ліцеїв Франції : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.07 «Теорія і методика виховання» / О. С. Матієнко. – К., 2006. – 17 с.
- Комогоров П. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.01 «Общая педагогика» / П. Комогоров. – Курган, 2000. – 18 с.
- Панагушина О. Є. Соціалізація підлітків у діяльності молодіжних організацій : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.05 «Соціальна педагогіка» / О. Є. Панагушина. – Херсон, 2008. – 22 с.
- Волкова Н. П. Педагогіка : посіб. для студ. вищ. навч. закл. / Н. П. Волкова. – К. : Видав. центр «Академія», 2001. – 576 с.
- Мойсеюк Н. Є. Педагогіка : навч. посіб. / Н. Є. Мойсенюк. – 5-е вид., доп. і перероб. – К., 2007. – 656 с.
- Шпалінський В. В. Психологія управління : навч. посіб. / В. В. Шпалінський, К. А. Помазан. – Х. : Веста : «Ранок» , 2002. – 128 с.
Полный текст (PDF)...>> |